Дикий сруб – «лесная сказка», или умелый маркетинговый ход?

Администратор

На фоне популярности всего натурального, экологичного, выполненного по старинным дедовским технологиям, уже лет 20 в России не спадает интерес к деревянному зодчеству. А именно – к рубленым домам.
Срубы бывают разные. Более всего на слуху – выполненные по канадской или норвежской технологии, а также традиционный русский сруб. Есть ещё варианты финской и шведской рубки, но они не столь популярны. Вроде бы – разнообразие имеется. К тому же исполнители наперебой предлагают индивидуальное проектирование в любом стиле рубки. Но этого оказалось мало.
Хорошо сделанный сруб – жилище уже эксклюзивное, а выполненное по индивидуальному проекту – тем более. Но растёт число срубов и эксклюзивность их падает. Вчера ещё уникальный проект сегодня можно найти в сотне каталогов, и хочется потребителю чего-то новенького.
Словно бы откликом на это желание сравнительно недавно появился новый тренд – дикий сруб, который ещё называют «лесной сказкой». «Сказка» очаровала многих, «сказку» предлагают наперебой, и цены на неё, разумеется, выше, чем на обычный сруб. Но давайте разберёмся, что такое настоящий дикий сруб? Существует ли он, или это очередная «сказка» от хитрых маркетологов, чтобы заставить нас охотнее выкладывать свои денежки в большем количестве?

Чем дикий сруб отличается от обычного?

Когда предлагают что-то новое – лучшее и эксклюзивное – то, первейший вопрос, который возникает: чем это новое отличается от прежних «старых» версий? Ответы должны быть чёткие и простые, иначе могут возникнуть сомнения – не пытаются ли вам подсунуть, что-то вполне обычное, но в новой упаковке и уже дороже.
Такие сомнения возникают насчёт «лесной сказки», когда пытаешься узнать, что за зверь такой – дикий сруб, и лезешь за этим в Интернет. На разных ресурсах можно встретить неодинаковые и порой противоречивые описания диких срубов, сравнительных же характеристик вообще крайне мало.
Большинство сайтов указывают, что отличительной особенностью «дикой» рубки является использование грубо окорённого бревна, с сохранением всех его неровностей и изгибов, то есть – натуральной фактуры. Ряд источников указывает на использование брёвен конусной формы (вместе с комлем, который значительно шире верхушки). Однако ширина брёвен упоминается разная: где-то пишут про толстые – 40-50, и даже 70 см в поперечнике; где-то про вполне обычные – 20-30 см. Также дополняют, что брёвна в «диком» стиле следует укладывать таким образом, чтобы длина «остатка» (выступающих частей на углах стен) была разная. А находятся оригиналы, которые предлагают дикие срубы «в лапу», т.е. в прямой угол без остатка.
На многих сайтах пишут про ручную обработку бревна традиционными инструментами. В то же время другие активно продвигают гидравлический метод окорки. Мол, если кору снимать не скобелем, или фрезой, а струёй воды под давлением, то не нарушаются естественные формы ствола, все неровности сохраняются, а это для дикого сруба – как раз то что надо. (Забегая вперёд, скажу, что окорку скобелем сравнивать с механизированной обработкой древесины некорректно: первый вариант щадит луб, а механизированные способы его «убивают».)
Кто-то пишет, что дикий сруб – канадская технология, кто-то – что это исконный древнерусский способ рубки, которому тысячи лет (правда, тысячи лет назад срубов на Руси не было!).

 

Путаница с «дикими» срубами на фото:

Вот, как будто дикий сруб, только, похоже, из оцилиндрованных брёвен…
Вот, как будто дикий сруб, только, похоже, из оцилиндрованных брёвен…
Тоже как будто дикий сруб, но что в нём «дикого»? Разве что декоративные перила из искривлённой «природной» древесины…
Тоже как будто дикий сруб, но что в нём «дикого»? Разве что декоративные перила из искривлённой «природной» древесины…
Здесь, в общем-то, видно на остатке, что брёвна конусовидные, и более широкая комлевая часть в укладке чередуется с вершинами, которые поуже, но в целом стена, как у обычного сруба из оцилиндрованного бревна.
Здесь, в общем-то, видно на остатке, что брёвна конусовидные, и более широкая комлевая часть в укладке чередуется с вершинами, которые поуже, но в целом стена, как у обычного сруба из оцилиндрованного бревна.
Это уже ближе к «дикому» стилю (рубка канадская – с затёсами под «седло»), но остаток (выступающие на углу брёвна) обрезан под один размер.
Это уже ближе к «дикому» стилю (рубка канадская – с затёсами под «седло»), но остаток (выступающие на углу брёвна) обрезан под один размер.
То же самое – брёвна на остатке не выступают
То же самое – брёвна на остатке не выступают
Вот это – дикий сруб. Правда, отличается от предыдущих?
Вот это – дикий сруб. Правда, отличается от предыдущих?

Что предлагают в качестве «лесной сказки»?

Предлагают, в основном, варианты срубов по канадской или русской технологии с теми либо иными дополнениями из вышеперечисленных «особенностей» дикого сруба. Все источники сходятся лишь в двух пунктах:

1. грубая окорка с сохранением естественной формы бревна в деталях;
2. дикий сруб должен выглядеть «дико», этакий «лесной домик», т.е. это уже вопрос дизайна, а не технологии.
Замечу, что эти два пункта и некоторые из вышеперечисленных особенностей соответствуют «дикому» стилю. Однако один-два попадающих в точку фактора ещё не делают сруб «диким», и значит – не дают оснований говорить о неком особенном стиле рубки.
Многие срубы и по сей день строятся вручную топором, теслом и скобелем, ну и что? Поезжайте в деревню и найдёте бревенчатые избы, которым по полвека, но местные жители весьма удивятся, если вы им скажете, что у них – новомодные «дикие срубы». Оцилиндрованные и профилированные брёвна – относительно современный строительный материал, который стал широко доступен в связи с появлением промышленных станков. Традиционно дома рубили из тех брёвен, что были в наличии, то есть – из конусных, разной толщины, со всей фактурой, какую создала природа. Любой старый сруб где-нибудь в лесу будет смотреться достаточно «дико».
Сравните:

Вот отличный пример дикого сруба…
Вот отличный пример дикого сруба…
…а вот обычная русская банька
…а вот обычная русская банька
…или старый деревенский сруб.
…или старый деревенский сруб.

Один из определяющих факторов для сруба – стиль рубки. Известны:

  • русская (имеет много вариантов, но в основном это – в чашу, либо в курдюк с лунным продольным пазом);
  • канадская (в седло, в оригинале с W-образным верхним и V-образным нижним продольными пазами, но на практике в России, обычно, используют традиционный лунный);
  • шведская (шестигранная);
  • норвежская (с клиновидной чашей, также узнаваема по использованию лафета – стёсанного с двух сторон бревна).

В связи с «диким» стилем чаще упоминают канадскую, либо русскую рубку, либо вообще обходят этот вопрос молчанием. Может сложиться впечатление, что «дикого сруба» как уникального явления деревянного зодчества не существует вовсе, а под видом «лесной сказки» предлагают уже известные срубы с теми или иными вариациями в технологии и в дизайне.
Самые честные предлагают срубы с учётом большинства вышеперечисленных особенностей. В какой-то мере такие дома могут соответствовать стилю «дикий сруб».

Каким должен быть настоящий дикий сруб?

Идея «дикого сруба» появилась в Канаде лет 50 назад. Хотя и старые русские срубы вполне могут подходить к «дикому» стилю. Просто их так не называли. Это, действительно, отчасти вопрос маркетинга – как назвать новинку, как её преподнести.
К слову, канадский сруб – стиль искусственный сам по себе. В нём смешаны технологии норвежской (клиновидная чаша) и русской рубки (в курдюк) с целью получения конструкции углового замка сбалансированной по простоте и качеству исполнения. При этом преимущества канадской рубки в седло, перед русской в чашу (в обло, или в охлоп), вовсе не очевидны и спорны.

Русская чаша в курдюк
Русская чаша в курдюк

 

Канадская рубка «в седло» с курдюком и без
Канадская рубка «в седло» с курдюком и без

Нужно признать, что дикий сруб родился из эстетики. Дизайн – важная отличительная характеристика этого стиля. Но из формы в данном случае рождается и содержание, то есть – технологические особенности строительства.
Давайте представим, каким должен быть идеальный дикий сруб. Для этого возьмём всё лучшее, что существует в исконных технологиях строительства рубленых домов, и будем ориентироваться на «дикую» эстетику.

Технологические особенности дикого сруба

Дом в этом стиле по определению выглядит брутально, поэтому брёвна должны быть:

  • массивными от 50 см в поперечнике, с толстой комлевой частью;
  • грубо обработанными исключительно вручную с помощью традиционных инструментов (топор, нож, заточенная лопата, тесло, скобель) и сохранять полностью фактуру – все выпуклости и впадины;
  • не стандартизированные (разные) по размеру, и уложены таким образом, чтобы остаток выступал на неравномерную длину.
Это минимум!
Это минимум!
Окорка бревна скобелем.
Окорка бревна скобелем.
Плотник вырубает чашу и продольный лунный паз топором. Русская рубка
Плотник вырубает чашу и продольный лунный паз топором. Русская рубка
Комлевые части выступают в остатке
Комлевые части выступают в остатке

Какой в этом практический смысл?
Стены из толстых брёвен лучше сохраняют тепло, что особенно актуально для нашего климата. Не то чтобы для сохранения тепла нужно полметра стены, но основное место продува – в стыках брёвен и в угловых замках. Чем толще само бревно, тем шире продольный паз, и, соответственно, стена толще в местах стыковки брёвен. Площадь соприкосновения брёвен в угловых замках независимо от стиля рубки также зависит от их толщины.

Грубая окорка – обработка бревна, когда снимается только кора, защитный лубяной слой остаётся нетронутым.

«Луб предохраняет древесину от проникновения грибов и в случае быстрого подсыхания образует прочную сухую корочку. Луб так же защищает древесину от трещин, особенно, в первые два месяца хранения, а в дальнейшем уменьшает их число», – комментарий эксперта из промышленного журнала «Дерево.RU».

При этом, не допускается обработка бревна рубанком, поскольку он может нарушить лубяной слой, все сучки убираются ножом. Нельзя также использовать бензопилу для вырезания продольного паза и чаши, потому что её режущее полотно разрыхляет волокна древесины, в то время как лезвие ножа или топора проходит вдоль волокон, сохраняя структуру дерева закрытой. А значит, древесина будет лучше защищена от попадания влаги и гниения.
Вообще, не рекомендуется использовать механизированные и новомодные способы обработки. В частности – гидравлическую окорку. Почему?

  • Чрезмерно гладкая поверхность бревна, хоть и с идеально сохранёнными особенностями фактуры, выглядит слишком декоративно, что не очень соответствует «дикому» духу, который нам нужен.
  • По такой гладкой поверхности вода (в случае дождя, например) будет хорошо стекать в места стыков брёвен, а это уже плохо. В то же время при окорке скобелем на поверхности дерева образуется множество узких граней. По такому «многограннику» вода не затекает в продольные пазы, а капает с бревна вниз.
  • Плотник, работая скобелем или заточенной лопатой, может варьировать силу воздействия на каждое бревно, на каждый его участок в зависимости от необходимости, и режущая кромка инструмента идёт вдоль волокон, не нарушая их целостности. Струя воды выходит под постоянным давлением, «почувствовать» дерево невозможно и нельзя регулировать силу воздействия.

На видео ниже представлены традиционные способы грубой окорки и показано, что работать скобелем можно быстро и эффективно, то есть, в принципе, нет смыла в сомнительных технических ухищрениях:

А вот так делать не стоит, хотя это и быстро (обратите внимание, как разрыхляется дерево, превращаясь буквально в лохмотья по поверхности чаши – рассадник для влаги, грибков и насекомых):

Для того чтобы дикий сруб был, действительно, диким, то есть максимально природным и экологичным, следует использовать только натуральные утеплители и антисептики. В качестве утеплителя подойдёт мох, или пакля (лён). Что касается антисептического покрытия, то в лубяном слое древесины хвойных пород (кедр, сосна, лиственница), которая заготовлена зимой, хватает собственных натуральных антисептических веществ. Но можно использовать дополнительно льняное масло, воск.

Стиль рубки угловых замков – канадский или русский – принципиального значения не имеет, главное, чтобы рубка была с остатком (в чашу). В одну стену брёвна укладывают так, чтобы вершины чередовались с комлевыми частями.

Всё остальное – исключительно вопросы дизайна.

Дизайн дикого сруба: интерьер экстерьер и ландшафт

Собственно, я уже проговорился немного о дизайне выше: выступающие в углах и перерубах комлевые части – несомненно, дизайнерские элементы, практического смысла в них нет. Разве что такая укладка даёт плотнику определённую степень свободы смещать брёвна относительно друг друга более-менее произвольно, что облегчает их подгонку. Ведь собрать в сруб конусные брёвна разной величины со всеми естественными выпуклостями, чтобы постройка смотрелась органично – задача, требующая почти скульптурной работы.

Если упомянуть, что в декоративных целях при строительстве диких срубов возможно использование бревён с остатками корневой системы, или сильно изогнутых, то сравнение со скульптурой будет ещё более точным. Брёвна с корневой системой используют для внешнего оформления дома и в качестве внутренних опор. Изогнутые элементы подходят для создания лестничных перил.

Здесь и перила, и использование корней вместо традиционного «конька» – показательный образец возможностей оформления экстерьера сруба, хотя и слишком декоративный.
Здесь и перила, и использование корней вместо традиционного «конька» – показательный образец возможностей оформления экстерьера сруба, хотя и слишком декоративный.
В качестве поддерживающих опор дерево используется в своём естественном виде, практически, полностью.
В качестве поддерживающих опор дерево используется в своём естественном виде, практически, полностью.
Такая же колонна-дерево в интерьере.
Такая же колонна-дерево в интерьере.
Лестничные перила – натуральная «лесная сказка»!
Лестничные перила – натуральная «лесная сказка»!
Массивная колонна из мощного комля с частью корневой системы
Массивная колонна из мощного комля с частью корневой системы

Сама фактура и текстура внутренних стен, балок и перекрытий – работает на интерьер. Во внутреннем оформлении диких срубов широко используется корнепластика, «грубая» дизайнерская мебель. Массивный камин, охотничьи атрибуты – также дополнят интерьер в «диком» стиле. Ограничений для фантазии нет. Лучше на это посмотреть:

В интерьере дикого сруба главное – стены дикого сруба!
В интерьере дикого сруба главное – стены дикого сруба!
Вполне современная ванная комната гармонично вписалась в грубые стены из бревен.
Вполне современная ванная комната гармонично вписалась в грубые стены из бревен.
Камин, несомненно, будет очень уместен в «диком» интерьере.
Камин, несомненно, будет очень уместен в «диком» интерьере.
Камин и любимое кресло – под стать любимому дому!
Камин и любимое кресло – под стать любимому дому!

Стиль «дикий сруб» можно удачно сочетать с рустикой. Рустика – «деревенский», «грубый» в переводе с латинского rusticus. Это стиль постройки каменных домов, или их облицовки грубо отесанными камнями, который возник ещё в древнем Риме. В соединении с диким срубом получится что-то в этом роде:

Рустика + дикий сруб – это так…
Рустика + дикий сруб – это так…
вот так…
вот так…
и вот так.
и вот так.

Конечно, при строительстве дикого сруба следует учесть элементы ландшафта. Но дом в таком стиле прекрасно впишется, практически, в любой природный ландшафт средних широт.

На склоне холма. Фундамент, кстати, облицован в рустикальном стиле.
На склоне холма. Фундамент, кстати, облицован в рустикальном стиле.
Уютная неприступная мой-дом-моя-крепость на полянке у леса.
Уютная неприступная мой-дом-моя-крепость на полянке у леса.
Этот сруб прямо-таки слился с ландшафтом!
Этот сруб прямо-таки слился с ландшафтом!

Итог:
Отыскать настоящий дикий сруб нелегко, как и любую «сказку». Хотя «дикий» стиль многолик (на фото мы можем видеть: одни дома брутальные и массивные; другие – массивные, но более декоративные; третьи – декоративные и сказочно милые), но он существует! Главное, не спутать «лесную сказку» со сказками маркетологов.